Хочу придать машине более спортивный вид, оснастив ее
коваными дисками колес. Как отличить их от обыкновенных литых?
В.
Микитюк, Севастополь
Первое принципиальное отличие кованых колесных
дисков от обыкновенных литых кроется в технологии их производства. Заготовку для
кованых дисков делают путем штамповки, поочередно на двух прессах – сначала с
усилием 10 т, затем – 20 т. Полученная таким образом поковка обрабатывается на
металлорежущих станках: с необходимой точностью обтачиваются посадочные
поверхности, вырезаются «спицы» и фигурные декоративные отверстия. Процесс
изготовления кованых дисков сложнее, чем литых, но полученный результат
оправдывает их высокую стоимость.
Во-первых, кованые диски намного
прочнее литых – они более стойки к ударам, не гнутся и не раскалываются. Ковка
исключает вероятность скрытого брака металла, характерного для литья, – раковин,
пор.
Кроме того, благодаря более тонким, чем у литых дисков, стенкам
кованые колеса весят значительно меньше. А это положительно сказывается на
работе подвески и ходовых качествах автомобиля.
Визуально кованые
изделия, как правило, отличаются более острыми, нескругленными гранями «спиц» и
вырезов, что обусловлено особенностями процесса «выпиливания» лишнего металла
после ковки. Впрочем, некоторые производители обыкновенных литых дисков
(умышленно или случайно – это уже другой вопрос) повторяют угловатые формы
кованых изделий. Поэтому более надежным способом можно считать «экспертизу» по
весу: к примеру, для размера 13 дюймов разница между коваными и литыми изделиями
может составлять более 1 кг.
Другими словами, качественный литой диск
«на 13» не может быть намного легче 5 кг, а кованый аналог может весить и меньше
4 кг.
Кстати, в развитых странах колеса практически не куют: высокое
качество дорог делает ненужным их основное преимущество – прочность.
У
украинских спортсменов-раллистов, а также на отечественном рынке автозапчастей
популярны кованые диски российского производства. Их выпускают на
технологических линиях, где производят колеса для боевых истребителей и тяжелых
транспортных самолетов. К слову, их стоимость соизмерима с ценой литых дисков
престижных мировых брэндов.
Масса колесных дисков,
кг