Ксеноновые фары
уже более десяти лет пользуются успехом у автомобилистов. Они активно вытесняют
с рынка галогеновые фары. Яркий свет позволяет водителю видеть более четкие
очертания поверхностей и предметов, попадающих под лучи ксеноновых
ламп.
Первые автомобильные фары были подобны газовым горелкам – это были лампы на
основе пропана. Пропан излучал свет путем горения в специальной стеклянной
колбе. Их сменили лампы нового поколения – электрические вакуумные лампы
накаливания. Но они тоже не отличались долговечностью и не были эффективным
светильником. Требования к автомобильной оптике росли, поэтому вскоре были
разработаны галогеновые и газонаполненные лампы. Они светили ярче своих
предшественников и не поглощали много энергии. А к началу XXI века появились
самые эффективные на данный момент фары – ксеноновые.
Ксеноном называют источник света, работа которого осуществляется с помощью
газового разряда высокой интенсивности (Intensity Discharge (HID), около 25
киловольт). Ксеноновый комплект включает в себя две лампочки, два блока розжига,
крепеж, провода и переходники. Лампа состоит из двух колб, внешней и внутренней,
чтобы избежать резких смен температурного режима, загрязнения и разницы в
давлении. Во внутренней колбе находится смесь газов, в основе которой ксенон
(один из элементов таблицы Менделеева). От смеси зависят многие параметры,
такие, как температура света, скорость розжига и т. д. К внутренней колбе
подведены сверху и снизу два электрода. От блоков розжига подается большая
разность потенциалов на электроды, возникшее электромагнитное поле провоцирует
процесс ионизации частиц. Частицы постоянно сталкиваются друг с другом, часть
энергии от удара превращается в свет.
Человеческий глаз лучше
видит при дневном свете, которому аналогичен ксеноновый свет. При более тусклом
«несолнечном» свете глазные мышцы работают активнее и быстрее устают.
Галогеновая лампа может обеспечить цветовую температуру в 3200К, а дневной свет
соответствует температуре 5500К. Получается, что галогеновые лучи отличаются от
нормы более чем на 40%. Чем выше цветовая температура, тем хуже видимость в
условиях плохой видимости.
Свет ксеноновых фар лучше пробивает туман и дождь, ложится на дорогу, а не на
капли воды в воздухе. Во время длительной работы галогеновых ламп фара
нагревается, из-за этого на ее поверхности грязь подсыхает и сложнее отмывается.
Дело в том, что галогеновые лампы переводят в тепло около 35-40% мощности при
потреблении 55 Вт. С ксеноновыми фарами все намного проще – они переводят в
тепло около 10% света при мощности 35 Вт, за счет чего стекло фары не
перегреется и не лопнет в случае попадания на него воды.
В Европе, к примеру, установка ксеноновых ламп должна обязательно
сопровождаться установкой омывателя фар и автоматического корректора угла фар.
Это необходимо для того, чтобы не слепить встречные автомобили. Возможно, и в
России когда-нибудь введут подобные требования, так как немалое количество
аварий случается из-за плохой видимости вследствие «ослепления» встречными
ксеноновыми фарами, установленными абы как в дешевой мастерской (или
самостоятельно в гараже).
Долговечность работы лампы заключается в отсутствии между электродами
спирали, в связи с чем светоотдача не изменяется. Ксеноновые фары отличаются от
галогеновых ламп накаливания: в первых свет исходит от дугового разряда,
возникшего в результате воздействия электромагнитного поля, а во вторых
источником света является нагретая вольфрамовая нить. Мощность ксенона
превосходит галоген в два раза, а мощность потребления меньше почти в
полтора раза. Обычно ксеноновые фары служат около 3000 часов, а галогеновые –
около 400. Разница в том, что ГАЗ «выдыхается» дольше, чем
перегорают нити накаливания. Кроме того, нити накаливания в галогене подвержены
и механическим повреждениям.
Раньше старые фары
полностью заменялись на укомплектованные ксеноновым комплектом, что влияло на
время и стоимость работ. Теперь в галогеновые фары вживляют ксенон без
конструктивных изменений, достаточно лишь заменить лампу и установить рядом с
фарой блок розжига. Для этой работы используются новые ксеноновые лампы с
цоколем, переделанным под галогенные цоколя ламп, используемых в автомобильной
оптике.
Есть и несколько заблуждений, касающихся ксенона. Многие у нас в стране
считают, что достаточно просто поменять обычные лампы на новые. Но в таком
случае пучок света в ксеноновых фарах направлен немного в другом направлении,
чем в галогеновых. В соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные
средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»
нельзя использовать штатный отражатель для распределения пучка света. Из-за
этого фары слепят встречных водителей, а эффективность освещения снижается.
И самый распространенный миф о ксеноновых фарах – якобы они излучают много
ультрафиолетовых лучей, что приводит к ухудшению зрения. Это утверждение
неверно, так как ультрафиолетовое излучение практически не проходит через стекло
колбы, которая фильтрует его.
|